Помощь ребенку при занятии музыкой. Как развить талант?
Анна Нелезина преподает уже больше 5 лет. К ее профессиональным результатам можно отнести работу с представительницей Беларуси на песенном конкурсе Евровидение 2019, участие в международном фестивале «Мірны фэст 2019» в качестве члена жюри, участие в республиканских и международных детских конкурсах, где ее воспитанники активно занимали призовые места. Сейчас работает преподавателем в музыкальной студии BooM. Анна уверена, что не только вокал, но и музыка в целом способна помочь ребенку раскрыться, лучше понять себя и добиться больших высот.
— У нас в стране в музыкальные школы берут с 5 лет. А что делать родителям, которые замечают явный интерес к музыке у своих детей младше этого возраста?
— Да, в государственную музыкальную школу берут с 5 лет. В частных школах могут взять с 3-4 лет. Таким маленьким деткам нужен специальный подход. В первую очередь, это упражнения, которые помогают малышам раскрепоститься, понять, насколько им нравится музыка и конкретная дисциплина. Во-вторых, нужно подобрать оптимальный способ обучения, во многом в игровой форме. И, конечно же, обязательным критерием является вовлечение родителей в процесс обучения. Большая часть моих учеников – дети и подростки. Самому маленькому 3,5 года. Для крох все игровые упражнения нацелены на активный человеческий контакт. Но при этом игры не должны быть глупыми и банальными. В любом действии должен быть смысл, мы не проводим ни одной минутки урока зря.
— По каким критериям следует выбирать преподавателя по вокалу?
— При выборе педагога нужно ориентироваться на потребности и желания. Родители должны ответить на вопрос: эти занятия будут для удовольствия малыша или для его подготовки к большой сцене, победам и конкурсам? Также стоит обратить внимание на опыт и образование преподавателя. Хороший педагог постоянно совершенствуется: проходит мастер-классы, курсы, стажируется в престижных заведениях. Например, мое образование многоступенчатое и продолжается до сих пор: начиная от музыкальной школы, колледжа искусств и университета, заканчивая стажировкой в Консерватории Санта-Чечилия (Conservatorio statale di musica «Santa Cecilia») в Риме. Помимо этого, преподаватель должен быть близок вам по духу: это и общие взгляды и идеи, человеческие качества, характер. В таком случае и результат будет лучше.
— Может ли преподаватель навредить ребенку? На что родителям стоит обращать внимание?
— Конечно, может, особенно, в маленьком возрасте, когда ребенок максимально неустойчив. Первое, на что стоит обратить внимание – агрессивный настрой преподавателя, излишнее давление: начинает работу в несоответствии с диапазоном и вокальными особенностями ребенка. Такой подход может запросто испортить голос. Важно понимать, что голос, к большому сожалению, восстанавливается очень плохо, а вот травмировать его легко. Если ребенок после занятий хрипит, сипит и жалуется на то, что ему тяжело что-то делать, но преподаватель заставляет, это повод задуматься. Родителям нужно разговаривать с детьми: как прошел урок, что тебе понравилось, что нет, возможно, были какие-то некомфортные ситуации? В идеале, первый месяц обучения – это знакомство, налаживание отношений между родителями, педагогом и ребенком, определение эмоционального и психологического состояния малыша, обсуждение целей занятий.
— Порой бывает так, что детей приводят против их воли. Можно ли их заинтересовать, как вести себя родителям?
— Я как педагог не рекомендую так делать, подобным образом можно спровоцировать огромные стрессы и нервные срывы, создать дискомфорт для ребенка, выработать устойчивое недоверие к родителям и преподавателю. Результата от такой работы не будет. Ребенку можно и нужно показывать разные кружки и секции, но все это в иллюстративной форме. А дальше надо дать возможность выбора. Задача родителей здесь – через разговоры понять, что ребенку нравится, что ему интересно, попросить его попробовать.
— Допустим, ребенок хочет петь, выступать на сцене, но не попадает ни в одну ноту. Есть ли надежды? Как проходит обучение таких детей?
— Если ребенок не попадает в ноты, очень важно понять, в чем причина: это нарушение координации голоса и слуха или это первичное отсутствие музыкального слуха. В первом случае, музыкальный слух присутствует, но он не развит и шанс на хороший результат есть. Обучение будет направлено на построение взаимодействия между голосом и слухом. Но, если изначально музыкальный слух слабый, то придется потрудиться, чтобы провести отстройку до нужного уровня, научить ребенка различать интонации и делать это хорошо и качественно. В случае первичного отсутствия музыкального слуха, малыш не слышит музыку, не чувствует ритм. Мы можем его обучать и развивать с помощью специальных методик. Но всем надо будет набраться терпения. И тогда появится вероятность, что со временем у ребенка все получится.
— Уроки с хорошим преподавателем стоят дорого? Есть ли пробные занятия?
— Занятия вокалом с опытным, хорошим, профессиональным преподавателем не должны стоить дешево. Преподаватели вкладывают очень много ресурсов не только в проведение урока, но и в свое образование. Это различные курсы, стажировки, поездки заграницу для обучения. Первое пробное занятие в большинстве студий бесплатное или имеет минимальную оплату. Это сделано для того, чтобы ученик и его родители смогли пообщаться с педагогом, и понять, подходят ли им его идеи, взгляды и педагогическая концепция или нет.
— Помогают ли занятия вокалом постановке речи, успехам в студии?
— Конечно. Занятия вокалом – это работа с дикцией, артикуляционным аппаратом, мышцами лица и языка. Работа со всем тем, что улучшает качество речи. Благодаря занятиям музыкой, у детей активно развиваются оба полушария головного мозга, улучшается нервная система, восприятие информации, ее анализ и воспроизведение, дети становятся более усидчивыми, спокойными и уравновешенными, у них улучшается настроение, эмоциональный фон.
— Какие способы обучения Вы применяете? Расскажите про авторскую методику, на чем она базируется?
— Моя методика базируется на обучении тела через подсознание. На занятиях мы много работаем с образами и визуализацией всех наших внутренних и внешних процессов вокала. То есть представляем, что происходит внутри нашего тела, говорим о том, какие механизмы задействованы, изучаем анатомию. Это дает возможность добиться потрясающих результатов с максимальным комфортом для всех участников процесса. В обучении я применяю авторских комплекс упражнений, благодаря которым улучшается мышечная память, а также появляется осознанность певческого процесса. Ученик чувствует и понимает все, что с ним происходит. Так же, благодаря данной методике можно устранить мышечные и психологические зажимы, телесные барьеры, которые возникают у человека в процессе обучения. Кроме того, я очень активно разговариваю с родителями: рассказываю об успехах, о проблемах, задаю вопросы. На самом деле, общение с родителями – очень важная часть обучения, про которую никогда не стоит забывать.
— Что необходимо для воспитания вокалиста? Что полезно для голоса? Сырые яйца – это миф?
— Для воспитания певца необходимо множество вещей. Это работа не только с вокалом и музыкальностью, но и с осознанностью. Ученик должен понимать, какие цели он преследует. Важным фактором формирования артиста является работа над творческим мышлением. Искусство и музыка должны жить внутри человека, чтобы он умел творить, фантазировать, не боялся себя и окружающего мира. А благодаря этому не боялся сцены. Ну и, конечно же, если мы говорим о мифах, то сырые яйца пить категорически не стоит, никакой пользы от этого не будет. А вот соблюдать голосовой режим очень даже стоит: не болтать много на морозе, не кричать, не перетруждать голос вокальными, речевыми нагрузками. Также, следует следить за тем, какой температуры пищу вы употребляете. Горячие продукты могут повредить слизистую, что неблагоприятно скажется на работе нашей дыхательной системы, нашего голосового аппарата в частности. Холодная пища может привести к переохлаждению дыхательных путей, слизистой и нарушению их функционирования.
— Как обеспечить музыкальное будущее, обязательно ли участвовать в конкурсах? Как сделать, чтобы ребенка заметили?
— Чтобы обеспечить хорошее, творческое будущее ребенку необходимо много вкладывать: свою энергию, свои моральные, физические, материальные ресурсы. Это огромный труд всей семьи, ребенка, педагога и порой довольно длинный путь, к которому нужно быть готовым, и стойко преодолевать все препятствия для достижения целей. Для того, чтобы ребенка заметили, нужно участвовать на фестивалях и конкурсах, в больших концертах, детских телешоу и проектах, которые дают возможность известным деятелям искусства заметить ребенка. Разумеется, с учениками, которые хотят покорять большую сцену, мы составляем конкурсный план. В него входят мероприятия, подходящие по уровню вокального мастерства, финансово, идеологически и концептуально. Впоследствии, мы прорабатываем этот план, участвуем в конкурсах и добиваемся желаемого результата.