Ищете свое призвание? Это парень бросил работу с зарплатой 1300$ и пошел навстречу мечте
Виталий Гурщенков преподает занятия гитары и честно признается, что считает себя очень счастливым человеком. Он долго искал себя и много раз сворачивал «не туда»: на поиски призвания уходит много времени, нередко даже почувствовав свою «нишу», не все решаются на радикальные изменения. Виталий смог выбраться из рутины и нашел свое предназначение в мире музыки.
«Читая о Паганини, я понимал, что много ленюсь»
Виталий рассказывает, что тяга к искусству у него с рождения: ещё в кроватке он рисовал на стене, в садике и школе участвовал в художественных выставках, на развитие творческих способностей большое влияние оказала мама музыканта.
— Я помню, что в детстве мама играла на гитаре и я прислонялся головой к инструменту. Мне нравилось ощущать эту приятную вибрацию. В семь лет мы часто ходили в походы и мне доверяли нести гитару. Помню, что играть не умел, только дергал за струны и так развил чувство ритма. Потом моя мама (а она, кстати, профессиональная художница) нарисовала мне аккорды к песне «Ноuse Of The Rising Sun» (The Animals) и я за две недели её выучил.
К 15 годам Виталий поступил в минское автомеханическое ПТУ и собирался открыть мотосервис. Гуляя по минским улицам, он случайно нашел книжный магазин с огромным собранием музыкальной литературы. Кажется, что именно в этот момент что-то изменилось навсегда.
— Я вошел в магазин «Ноты», а это большой двухэтажный отдел с книгами! Помню, что захотел прочесть все от первой до последней страницы: ежемесячно покупал новую книгу, самостоятельно осваивал курсы игры на гитаре.
Виталик признается, что музыка захватила его полностью: в магазине он купил все книги про Паганини и удивился, что мастер играл на скрипке более 6 часов в день.
— Я понял, что ленюсь и стал играть на гитаре до 4 часов утра. Играл в общежитии, на неподключенной гитаре в туалете, усевшись на подоконник. Играл до изнеможения, как Паганини. Потом пытался освоить Баха, уходил с головой в этот процесс. Я увлекаюсь на 100% и если что-то меня интересует, то погружение и мотивация будут колоссальными.
Примерно в этот период Виталий стал участником полноценной музыкальной группы, где он играл на электрогитаре.
— Я играл сидя, так как у моей гитары не было ремня. Меня это немного смущало, так как остальные ребята на сцене были крутыми, а я с этим стулом. Я очень боялся: смотрел только на руки, делал все автоматически, как робот. И все же зрителям очень понравилось, они аплодировали.
Виталий признается, что его не привлекает сцена. Он никогда не хотел развлекать публику и играл только ради причастности к искусству.
— Мне всегда нравилось учиться, и я загорелся поступить в московское музыкальное училище им. Глинки. Туда берут только после музыкальной студии, но я был очень уверен в себе, считал, что сам выучу курс и без труда поступлю.
Планы сорвались, так как Виталию пришлось идти на работу: денег на обучение не хватало, парень устроился на склад в Фаниполе с окладом 100$. После где-то год жил в Столбцах за 25$ и, наконец, переехал в Минск, где успешно освоил местную типографию.
— Я всегда легко работаю руками: все получается, все спорится. В типографии мне сразу хорошо заплатили, я смог снять жилье на Площади Победы, появились новые увлечения (кунг-фу), женился, родилась дочь. Зарплаты 1300$ долларов хватало абсолютно на всё, и я купил новую, крутую гитару. К тому моменту я уже разучил всех музыкантов и постепенно освоил компьютерные программы. Смог сочинять и играть на слух.
Довольно скоро Виталий понял, что прежняя жизнь его не устраивает и тяга к музыке становится все сильнее.
— Я встретил друга, и он сказал, что открывает собственную музыкальную школу. Так я стал преподавать гитару.
Виталий признается, что уход из типографии не был простым. Многие крутили пальцем у виска и откровенно усмехались: мол, какое предназначение, делай свою работу и получай хорошую зарплату.
— Первый месяц преподавания принес мне всего 150 баксов! Это было мало, но зато я мог делать то, к чему всегда стремился, меня поддерживали жена и мама, хвалили, говорили, что я всё смогу. Я и сам понял, что обязательно смогу стать крутым преподавателем!
«Наши способности – это приобретенные умения, их можно развить до невероятного уровня»
Можно ли обучить игре на гитаре любого человека? Виталий уверяет, что врожденных талантов не существует – есть приобретенные и развитые до 100% навыки.
— Я прочел сотни книг, даже писал свой учебник, с нуля развил музыкальную память, слух, моторику, чувство ритма – все это достижимо. Моему старшему ученику 65 лет и он – слесарь, который всегда мечтал играть свои любимые советские песни. У него все получилось за год. С нуля!
О мотивации музыкант говорит просто: музыка должна притягивать, должен быть живой интерес, а также целеустремленность и самодисциплина.
— Играть нужно час в день, а лучше два или три. Я честно говорю ученику, что он научится играть, если будет слушать мои рекомендации и регулярно выполнять домашнее задание. Тот, кто с этим не спорит развивается очень быстро, я сам горжусь успехами многих своих учеников.
Нужно ли учиться с детства? Виталий считает, что у взрослых куда больше шансов: есть понимание своих возможностей, усидчивость и, конечно же, осознанность.
— В нашей студии учат «по-американски». Это значит, что один преподаватель объясняет и теорию, и практику. В госшколах до сих пор работают по советской методике, где в одном классе играют, в другом учат сольфеджио, в третьем разбирают музыкальную литературу. В результате ученик выходит растерянным, неспособным объединить теорию и практику.
Говоря о понимании музыки, Виталий делает акцент на интегральном понимании.
— В моем классе можно громко играть, не боятся соседей, помещение оснащено звукоизоляцией, а в студии работает отзывчивый и интересный коллектив. Мне нравится преподавать, и я уверен, что это мое.
О планах на будущее Виталий говорит очень искренне: музыка и преподавание – это главное в его жизни.
— Я хочу освоить все методики преподавания и делать свою работу максимально качественно. Просыпаясь я понимаю, что мой день не пройдет зря и я принесу пользу людям, выполню свое предназначение.
А была ли ошибка? Музыкант честно признается, что все до 2015 года было полной ерундой.
— Да, было дело, я отклонился от своего пути и занимался не своим делом. Очень счастлив, что вернулся и ни разу не пожалел, что продолжаю идти дальше.
Наталья Демешко, Виталий Гурщенков и Александр Фок — Eye of the tiger (Survivor cover)
Виталий Гурщенков, Алексей Овчинников — Времена года (Antonio Vivaldi)